ua / en

Кононова Е.Ю. Анализ ценности онлайновых социальных сетей

Первые онлайновые социальные сети возникли в США, объединяя людей по интересам и бывших одноклассников, однако вскоре они стали популярными во всем мире. В настоящее время более 70% пользователей интернета являются их участниками.

Д.А. Губанов и др. определяют социальную сеть как структуру, состоящую из множества агентов и определенного на нем множества отношений. В интернет-пространстве под этим термином понимается интерактивный многопользовательский веб-сайт, основанный на концепции веб2.0, который служит для создания и поддержания личных и профессиональных связей между людьми.

Существенным в этих определениях является большое количество агентов, взаимодействие которых в сети увеличивает ее ценность. Для оценки ценности социальных сетей используются законы Д.Сарнова (Sarnoff's Law), Р.Меткалфа (Metcalfe's Law), Д.Рида (Reed's Law), Ципфа (Zipf's Law) и др. Однако сегодня все эти законы подвергаются критике, оценка и прогнозирование численности пользователей социальных сетей по-прежнему остается весьма актуальной задачей.

Для ее решения мы воспользовались инструментарием нелинейной динамики, и в качестве базовой выбрали модель Маурера и Хубермана, которые показали, что численность пользователей того или иного веб-проекта изменяется не только исходя из его собственных параметров, но и под влиянием других сайтов, предлагающих аналогичные сервисы. Ими рассматривалась система дифференциальных уравнений.

Для исследования системы (1) на примере крупнейших игроков рынка – социальных сетей MySpace, FaceBook и Twitter, были собраны данные о количестве их уникальных пользователей, решена задача идентификации параметров модели методом полной дискретизации  и проведен анализ равновесных состояний. Было показано, что система с постоянными коэффициентами достаточно хорошо описывает динамику пользователей в краткосрочной перспективе, однако появление новых сервисов, изменение стратегии сети и ее конкурентов приводят к сдвигам параметров системы, что существенно влияет на долгосрочную динамику пользователей. Однако такую ситуацию система с постоянными коэффициентами ai,  bi, cij корректно описать не способна, поэтому на основе работ М.Эскобидо и М.Гернандеса нами было предложено моделировать  уровень конкуренции  между сетями как функцию от доли участников рынка.

Анализ полученной системы показал, что введение в модель переменных коэффициентов конкуренции позволяет лучше описать динамику реальных данных – в системе возможно несколько устойчивых состояний, переход между которыми определяется стратегиями конкурентов. В целом, система с переменными коэффициентами оказалась достаточно продуктивной и может быть использована для дальнейшего исследования условий развития онлайновых социальных сетей в конкурентной среде.

« назад